Посмотрите наши объекты без комиссии →
Задайте свой вопрос

Коммунальные платежи

Сейчас – во времена компьютерной грамотности – многие черпают знания из роликов на ютубе, в переписках на самых разных форумах или в соцсетях, а иногда и просто из личного общения с теми, кого считают опытными в некоем деле людьми. И таких вот экспертов чем дальше, тем, увы, становится больше. Обладая сугубо поверхностными знаниями, как правило основанными на одном, максимум двух случаях из жизни, эти люди пытаются примерить чужие обстоятельства на собственную сделку. Как правило, в тех случаях, когда им не нужно что-либо делать, а особенно получать какие-нибудь справки.


Конечно же, никто не любит ходить по конторам, вроде Горгаза или паспортного стола, без особой на то нужды. И даже продажа собственного жилья далеко не всегда воспринимается как эта самая нужда, да ещё и особая. Ведь многие уже знают, что для перехода права не требуются справки об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам, а также взносам по капитальному ремонту. С последними возникает больше всего трудностей, потому что кто-то отказывается платить их принципиально, другие же полагаются на так называемую «налоговую амнистию», не понимая, что к этим платежам она не имеет ровным счётом никакого отношения.

А ведь именно взносы за капитальный ремонт являются едва ли не самым принципиальным вопросом. Потому что долги по данному платежу, единственному из всех, придётся платить покупателю, даже если они образовались в то время, когда квартирой владел другой человек. Так решил законодатель, и все суды, вплоть до Верховного и Конституционного, оказались на его стороне. Вывод однозначный – надо платить.

Кто-то искренне считает, что достаточно предоставить оплаченные квитанции за последние три года, чтобы подтвердить отсутствие долгов. Раньше, причём достаточно давно, лет десять назад, этого могло оказаться достаточно. Тогда не применялась повсеместно практика печати отдельных долговых квитанций, обо всём сообщалось в той, что приходила каждый месяц. Увы, от этой практики отказались, и теперь печатают долговые квитанции, а в основной же зачастую либо вообще ничего не указано насчёт долга, либо написано, что долга нет, несмотря на то, что это не соответствует действительности.

Но даже если человек сам – вполне добросовестно – иные варианты лучше не рассматривать, хотя и они имеются – собрал все справки, это, увы, не гарантирует покупателю, что ему точно не придёт долг.

До кризиса середины 2014-2015 года в сфере ЖКХ всё было относительно стабильно. Образованные давным-давно управляющие компании вели свои дома, разорялись редко, почти все платежи шли через них. Во многих домах организовывали ТСЖ, которые брали на себя те же функции и справлялись с ними относительно неплохо. Однако кризис ударил и по этой сфере, и ударил сильно. Управляющие компании начали массово разоряться, дома переходить от одной к другой, причём нередко по два-три раза за год. Жильца домов за какие-то месяцы приходили  квитанции сразу от двух управляющих компаний, и на звонки их «горячих линий» сотрудники обеих отвечали, конечно же, платите нам, а не другим. Деньги «зависали», проще говоря, пропадали неизвестно где. А кто-то из жильцов разумно рассуждал, что вообще платить не стоит пока не закончится вся эта неразбериха, таким образом, накапливая долги.

Во многом, наверное, по этой причине ресурсоснабжающие организации, вроде горгаза, энергосбыта и водоканала сейчас предпочитают получать деньги непосредственно с потребителей, то есть жильцов, минуя посредников, вроде управляющих компаний или тех же ТСЖ. Но и прежние долги остаются за жильцами и их тоже, увы, приходится выплачивать, хотя квитанции за воду, газ, свет, а бывает и тепло, приходят из других организаций или же напрямую от поставщиков.

Хуже того, эти долги могут появиться в квартире, которую вы купили, а ваши продавцы о них вроде бы и не знали. Причём зачастую так и есть на самом деле – это наследие той неразберихи, которая описана выше.

Не самый приятный, увы, пример из нашей практики. Женщина приобрела квартиру с нашей помощью. Мы проверили наличие всех справок, и всё вроде бы сходилось. Хотя сначала продавец пытался каким-то образом договориться с управляющей компанией (о чём сообщил нам) , чтобы получить справку с долгом, а когда ему будут переданы собственные средства покупателя – квартира покупалась в ипотеку – то он расплатится по долгам, и принесёт новую справку к окончательному расчёту и получению основной суммы денег. Позднее ему удалось уладить этот вопрос самостоятельно и предоставить все справки без каких-либо долгов. Вот только реальность несколько разошлась с заверениями продавца.

Оказалось, что несмотря на то, что в квартире лишь два собственника, лицевые счета в ней разделены на три. Два за собственниками, а третий – их отца, который был только зарегистрирован в этой квартире. И вот он-то как раз и не платил коммуналку. Управляющая компания, занимающаяся этим домом знала обо всех долгах по квартире и пока их не погасили отказывалась выдавать справку. А вот в таких конторах, как Ростоврегионгаз и Фонд капитального ремонта, посмотрели только на лицевые счета. Продавец же в этих организациях, конечно, «забыл» упомянуть о третьем счёте, за которым числится долг на кругленькую сумму.

Самое неприятное, что даже наша правовая экспертиза в этом конкретном случае оказалась почти бессильна. Справки на собственников были представлены, долгов по их лицевым счетам нет.  На не собственника лицевых счетов быть не должно. Как позднее выяснилось, лицевые счета разделили ещё до приватизации и в дальнейшем, управляющая компания передавала информацию по квартире в разные организации, как тот же Ростоврегионгаз или Фонд капитального ремонта, по трём разным лицевым счетам. В итоге собственниками стали только двое из проживавших, а лицевых счетов так и осталось три. Причём на одном постоянно копились долги.

Покупатель, увы, когда обратился за переоформлением лицевых счетов, как раз и выяснил, что есть тот самый третий со всеми долгами. Итогом стал иск к недобросовестным продавцам, отказавшимся признать долги и добровольно выплатить их покупателю. Иск подан с помощью юридического департамента нашей компании, потому что мы не бросаем своих клиентов в любых ситуациях.

Однако чтобы их не было вовсе мы настоятельно рекомендуем продавцам не заниматься сбором справок самостоятельно, а поручить это сделать нашим сотрудникам. Так будет спокойнее не только покупателям, но и самим продавцам. Да, бывает так, что наши сотрудники находят долги, о которых люди даже не думали, что вызывает вполне закономерную отрицательную реакцию на такие новости. Однако не лучше ли разобраться с возможными проблемами до сделки, а не выслушивать претензии покупателей, недовольных тем, что им продали квартиру с долгами по коммунальным платежам? Мало кто готов поверить, что продавец на самом деле ничего о них не знал, и обманывать никого не собирался.





Печать страницы