Ни у кого нет сомнений, что сделки по недвижимости должны осуществляться под неусыпным контролем специалистов. Риэлтор по определению высоквалифицированный специалист: если нужно, и адвокат, и специалист по жилищному праву, и даже больше. Технологичность риэлторского бизнеса не статична и все дальше уводит профессионалов от образа посредника, слепого орудия в руках клиента. Клиент все чаще приходит в агентство решить проблему, одной из ступенек которой и является покупка недвижимости
Риэлторский бизнес молодой, порядка 15 лет насчитывает с 1991 года, начала приватизации, поэтому его технологии только находятся в процессе создания. За годы своего существования рынок недвижимости прошел несколько стадий, на которых фигурировали и дилетанты, и «черные» маклеры, для которых главным было «сорвать куш» и агентства недвижимости, понимавшие, что только надежность может привлекать клиентов.
До середины 90-х годов агентств недвижимости было немного: занимались они, в основном, продажей информации, то есть брали комиссионные за подобранный вариант покупки. Были такие агентства, которые просто продавали адреса за фиксированную плату. Люди в те годы предпочитали самостоятельно решать «квартирный вопрос» посещая «квартирные рынки», либо пользоваться услугами маклеров по поиску необходимого объекта недвижимости за символическую оплату. Но все изменилось.
На нынешней стадии рынка риэлторским компаниям приходится заниматься многими вопросами, которые напрямую не связаны с риэлторским бизнесом: юридическими вопросами, земельными отношениями, проверкой истории объекта недвижимости, государственной регистрацией, составлением финансовой схемы и проведением расчетов между участниками сделки. На Западе каждым из этих направлений занимается отдельный специалист или фирма, которые имеют весьма узкую специализацию и ограниченные рамки ответственности. В России круг компетенции риэлтора настолько широк, что вопрос технологии вопрос конкурентного преимущества.
Вопрос о риэлторских технологиях это, прежде всего, вопрос о составе услуги, которую оказывают профессионалы, говорит директор по единой концепции компании «Титул» Светлана Прскурина. При этом нужно понимать, что участники рынка не равномерно развиваются:
Динамичное изменение условий работы риэлтора назрело давно. Специфика любого бизнеса такова, что те или иные сферы претерпевают время от времени изменения. И если ты хочешь работать на плаву, изволь менять свое отношение к сфере деятельности. На риэлторский бизнес это правило распространяется, как на любой другой.
Работать, как пять лет назад нельзя. Работать как десять лет назад невозможно, считает управляющий
В течение последних
Последние
Такая компетентность одного специалиста напоминает составление
Когда в нашей стране ипотека стала развиваться семимильными шагами, у клиента появилась еще одна проблема. Ведь появилось третье лицо под названием «банк», которое надо состыковать с человеком. Технологически реакция рынка была следующей: в крупных компаниях стали появляться ипотечные отделы. Потому что так легче стыковать работу, когда одно лицо находится в одном конце города, другое в другом. При комбинации «лебедь, щука и рак» все рассыплется на самом основании. Поэтому задача риэлтора концентрировать возможности в одном месте. Возникшее в связи с ипотекой направление в агентствах недвижимости ипотечные брокеры.
По мнению управляющего
Работать по принципу «одного окна» технологичней, замечает Станислав Нови. Любой логистик скажет, что это правильное распределение ролей. Вопрос может быть только в том, что каждая услуга стоит денег, но комплексный подход позволяет делать определенные скидки. А все начиналось, между прочим, просто с того, что клиенты предлагали нам доплатить еще, только бы всё сделали в одном месте.
Риэлторский рынок настолько динамично меняется, что на нем точно нет точек, когда можно сказать, что ты достиг
Мы задаем вопросы, которые определяют наши конкурентные преимущества, нашу ключевую компетенцию в глазах клиентов, рассказывает Светлана Проскурина. Для нас очевидно, что сильная черта нашей компании направленность на обеспечение безопасности и надежности: наша правовая экспертиза и гарантийные обязательства перед клиентом. Соцопрос позволяет также диагностировать потребности что людям необходимо ещё. Показательно, что в последнее время людям важен комфорт и комплексное обслуживание. Эта потребность, безусловно, определяет развитие новых технологий и новых направлений. Так, еще три года назад у риэлторских фирм не было ипотечных отделов, которые занимаются получением кредитов, а сейчас у всех крупных операторов есть отделы ипотечного кредитования. Уже год в компании «Титул» открыт отдел аналитики, и мы понимаем, что вовремя занялись этим вопросом, нарабатывая опыт, потому что именно сейчас активен спрос на аналитику и консалтинг.
Сейчас потребитель стал очень привередлив: не просто хочет получить услугу, а хочет получить услугу определенного качества. Аккумулируя опыт, в профессиональной сфере на ежегодном конгрессе Российской гильдии риэлторов и оценщиков в темах докладов всегда отражены вопросы, которые максимально актуальны. В прошлом году в центре внимания была тема ипотеки, в этом году обсуждались проблемы качества риэлторской услуги. Действительно, потребителю, особенно в условиях спадающего рынка, важно качество как его обслуживают. Для человека важно, куда он сможет придти во второй и третий раз.
Как регулируется деятельность риэлторов?
После отмены обязательного лицензирования риэлторской деятельности в феврале 2002 года Российская гильдия риэлторов (РГР) самое крупное профессиональное объединение российских риэлторов, зарегистрировала в Госстандарте систему Добровольной сертификации. Сертификат «соответствия услуг требованиям национального стандарта» выдается на фирму, а не на каждого работника в отдельности. Это нужно, в первую очередь для того, чтобы риэлторские компании по всей стране работали по единым стандартам. Агентство недвижимости, прошедшее добровольную сертификацию, прежде всего, берет на себя обязательства, требования которых более высокие, чем в действующем законодательстве.
Его офис, заключаемые договоры и квалификация специалистов все должно соответствовать этому высокому стандарту. Обучаться можно где угодно, но для того, чтобы квалификация сотрудников была учтена при сертификации, они должны пройти обучение в одном из аккредитованных при РГР учебных заведений, которые есть в каждом регионе. Свидетельства о прохождении курса подготовки в таких заведениях утверждены в системе сертификации. Именно благодаря этому сертификация не пустой звук, а определенный ориентир для клиента, обратившегося в сертифицированную компанию: он может быть уверен, что доверяет проведение сделки настоящим профессионалам.
В 2007 году Южная Гильдия Риэлторов и Оценщиков (ЮГРО) региональная риэлторская ассоциация будет проводить аттестацию специалистов в сфере операций с недвижимостью