Что проще может быть сейчас, чем дать объявление. Для этого уже не надо не то что из дома выходить, а даже браться за телефон. К чему это, если есть Интернет с великим множеством социальных сетей. Пиши один раз, и всех твоих аккаунтах появятся ссылки. Как говорится, раз-два – и готово, а точнее тяп-ляп, потому что, прости уж, читатель, но сделанное на скорую руку и раскиданное куда попало редко бывает качественным, даже если это объявление в две-три строки. Конечно, есть и более вдумчивый подход, с привлечением специализированных сайтов, чьи названия широко известны, а также с поиском тех, которые просматривают только «свои» - люди, сведущие в определённых областях. Тогда, конечно, шансов на успех гораздо больше.
Во времена Степана всё было в чём-то проще, а в чём-то сложнее, как впрочем и всегда. С одной стороны, чтобы дать объявление стоило только обойти редакции нескольких ростовских и нахичеванских газет, продиктовав там текст и оплатив стоимость. Однако ведь для этого приходилось бить ноги, обходя половину города, да ещё в соседний, пускай и всего лишь за межу, наведываясь. Но тогда люди ходили намного больше нашего, ведь у них не было такого количества доступных и удобных средств передвижения. Даже самые богатые люди не всегда имели автомобиль – не потому, что не могли себе этого позволить, а просто в силу некой инертности мышления. Ведь все они были уже людьми далеко не молодыми, для них тарахтящий короб на колёсах был всего лишь странной диковинкой – заграничной игрушкой, на каких «золотая молодёжь» барышень в синему и кафе катает. Человеку серьёзному, особенно купеческого сословия, в таком ездить попросту невместно.
И всё же с установкой в квартире телефонного аппарата жизнь Степана сильно упростилась. Теперь ему надо было раз в неделю набрать пяток номеров, попросив барышень соединить его с нужными редакциями и либо обновить кое-какие объявления с обещанием под честное слово оплатить всё разом до конца месяца, либо снять какие-то и продиктовать вместо них другие – опять же под честное слово. Степану, надо заметить, верили всегда, более того, в большинстве газет у него даже кредит имелся – исключением были лишь совсем мелкие, которые попросту не могли себе позволить кредитовать кого бы то ни было.
Рядом с аппаратом на столике всегда стояли несколько бутылок сельтерской – телефонная связь оставляла желать много лучшего, и чтобы надиктовать объявление часто приходилось разговаривать по четверти часа, постоянно повторяя сказанное и уточняя, когда на том конце провода переспрашивали. Сколько раз уже наш герой зарекался звонить, решал для себя, что вот со следующей недели снова начнёт регулярные обходы газет. Но стоило только один-единственный раз в конце месяца обойти их все своими ногами, кое-где подъезжая на трамвае пару остановок, как все зароки мгновенно оказывались забыты. Слишком уж удобен был телефон. Тем более что теперь уже не только Степан искал клиентов, но они сами находили его – по номеру телефона, имевшемуся, конечно же, в каждом из его объявлений.
Вот сегодня ему позвонил приказчик купца Петра Романовича Максимова, содержателя нескольких доходных домов, среди которых выделялся один. Расположенный в самом центре Ростова, неподалёку от памятника Александру II, это был первый каменный дом в городе. Построен он был в 1816 года, и обошёлся Максимову в почти астрономическую по тем временам сумму – десять тысяч рублей серебром. Квартир или нумеров в нём не сдавалось вовсе – только помещения, как сказали бы сейчас, под коммерцию. Первый этаж занимали сразу семь лавок, одну из которых после занял городской архив. А вот на втором нашла временный приют Городская дума, для которой строилось здание на Большой Садовой, а вместе с ней суды и мещанская управа.
В общем, работать с таким домом было делом весьма доходным, и упускать возможность Степан не собирался.