Насколько я знаю, а, наверное, ты, читатель, внимательнее моего следишь за новостями, в России снова собираются вводить в школах Закон Божий. И эта инициатива вызывает большое количество вопросов. Ведь сейчас у нас давно уже нет деления на школы для православных, мусульман, иудеев и представителей иных конфессий. Делать ли его обязательным для всех учеников или только для православных? Ведь дети из мусульманских семей, равно как и всех остальных религий, просто не будут учить чужие, а порой и чуждые им истины. И их родители вполне могут потребовать от школы, чтобы их детей учил закону божьему мулла или буддист или ещё кто? Свободу вероисповедания ещё никто не отменял и не делал православие основной религией.
Во времена нашего героя, конечно, во всех гимназиях преподавался Закон Божий. Но тогда всё-таки существовало большое разделение не только по сословному, но и по национальному признаку. Нормой были русские, армянские, еврейские школы со своим набором предметов, который никто и не думал согласовывать с какой бы то ни было программой – да просто потому, что никакой программы не было и в помине. Все решалось директором школы, а зачастую и отдельными учителями, которые сами разрабатывали программы обучения классов. Хотя были, наверное, и те, кто работал и вовсе по некоему преподавательскому наитию. И если результат устраивал всех, то зачем же мешать?
Однако не всё было так просто, как кажется на первый взгляд.
- Итак, - произнесла г-жа Андреева, глядя на нашего героя, будто на очередного своего ученика, - вы искренне желаете помочь моей гимназии. Это весьма похвально, равно как мне нравится и ваш деловой подход. Вы сразу сообщили мне цену ваших услуг. Я сама далека от благотворительности, и цену вашу считаю вполне справедливой. Однако я хотела бы узнать – есть ли у вас помещение или вы пришли только с предложением о, так сказать, сотрудничестве?
- На цену это не повлияет никак, - усмехнулся наш герой. – Однако разыгрывать из себя Монте-Кристо я не буду. Да, помещение есть, и я готов в ближайшее время организовать вам встречу с его хозяином. Цена на аренду будет весьма умеренная, особенно для такого помещения.
- Мне важно знать, не поменяется ли хозяин в ближайшее время, - казалось, столь заманчивое предложение отнюдь не привело Александру Федоровну в восторг. – Всё дело в том, что меня более чем устраивает и этот дом, но у него сменился хозяин, который желает сдать его весь под мелкие лавки и конторы, которые будут приносить ему куда большую прибыль. Предыдущий хозяин поставил условие новому, чтобы нас не выселяли без достаточных оснований, но новый очень быстро эти основания нашёл. – Александра Фёдоровна грустно улыбнулась нашему герою. – Дело в том, что я применяю новый подход к образованию молодёжи. Самым главным в нём является то, что закон божий у меня в гимназии преподают мулла, раввин и православный батюшка, ведь я никак не разграничиваю своих учениц по национальности. Вот к этому и прицепился тот паразит, - в её устах данное слово, наверное, было самым бранным из возможных, - что купил здание. Заявил, что не потерпит у себя никаких, как он выразился, языческих заклинаний. К нему даже наш батюшка ходил, уговаривал, однако, сами понимаете, что это только повод, чтобы выселить нас как можно скорее.
Степан вспомнил слова Максимова о том, что на второй этаж его дома можно хоть синагогу посадить, и потому уверенно заявил:
- Не беспокойтесь, Александра Фёдоровна, с этим никаких проблем не возникнет.
- Тогда я хотела бы уточнить расположение здания, куда вы хотите поселить мою гимназию, и немного о нём самом. Вы же понимаете, что я не стану переводить своих девочек куда-нибудь на границу Нахичевани в какие-нибудь бывшие хлебные склады, где до сих пор мука на полу.
Кажется, подумал Степан, кто-то из моих коллег-конкурентов уже предлагал г-же Андреевой помещения. В общем, ничего удивительного в этом не было.
- Вот с этим всё в самом лучшем виде, Александра Фёдоровна, - позволил себе немного расслабиться наш герой. – Вам довольно будет такой рекомендации: это первый каменный дом в Ростове?